Музыка и движение. (статья в городской газете "Наша реклама" №106 от 06.01.2015г.
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Музыка и движение. (статья в городской газете "Наша реклама" №106 от 06.01.2015г.

Методическая копилка - Музыка и ритмика

nikulinaОткрывая дверь "Гимназии №2" города Курчатова, невольно обращаешь внимание на необычно оде тых детей. Мальчики и девочки не в спортивных костюмах, а в белых футболках, шортах, в балетках и чешках, и в белых носочках спешат к спортзалу, но, не доходя до него, сворачивают к классу, откуда доносятся звуки живой музыки. Удивительно, ведь это не специализированная школа танцев, а обычная
общеобразовательная… Объясняется всё очень просто. Только в "Гимназии №2" введён новый предмет
"Физическая культура с элементами ритмики".Предмет "Ритмика" был введен в гимназии в 1991 году как гимназический компонент для укрепления физического и психического здоровья школьников, для правильного развития
координации движений под музыку, эстетического вкуса, художественно-творческой и танцевальной способности, фантазии, памяти и кругозора обучающихся, что способствует воспитанию организованной, гармонически развитой личности.
В начале это были факультативные занятия для учащихся начальных классов. Сегодня - это уроки для учащихся всех ступеней обучения. В основе музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-пластическая интерпретация музыкального материала, которая способствует усилению воздействия музыки на ребёнка, развитию у него представлений о средствах музыкальной выразительности, элементах музыкальной речи.
В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания именно ритмическому движению отводится особое место, так как музыканты признали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека.
В числе основных задач уроков "Физической культуры с элементами ритмики" можно выделить следующие: формирование красивой осанки, выразительности пластики движений и жестов, развитие внутреннего ощущения музыкальной ткани и музыкальной
формы. Занятия должны помочь обучающимся через движение и музыку войти
в огромный мир искусства. И в этой работе очень важен контакт
между педагогом хореографом и концертмейстером. В "Гимназии №2" педагогом- хореографом Ломакиной Анастасией Ивановной и концертмейстером первой категории Никулиной Светланой Викторовной была разработана "Рабочая программа" по предмету, с учётом новых требований ФГОС, включающая в себя пространственный тренинг, пластическое интонирование, различные виды гимнастических упражнений, дыхательную и артикуляционную гимнастики, танцевальные движения, игры-импровизации и многое другое, что способствует разностороннему развитию обучающихся.
А для старших классов подобная программа была составлена педагогом-хореографом Лебедевой Ольгой Александровной и концертмейстером Никулиной Светланой Викторовной. Во всех фазах своего развития основные задачи раскрываются в неразрывном единстве физического движения и музыкального сопровождения.
Поэтому роль концертмейстера на этих уроках незаменима. Его работу следует рассматривать как неотъемлемую часть процесса обучения, а содержание музыкального репертуара и его исполнение - как основу развития эмоционально творческого начала
школьников, формирование их эстетического вкуса. Функциональная роль
концертмейстера на уроке заключается в посредничестве между музыкой и движением.
Преимущество живой музыки в том, что концертмейстер может сопровождать движения обучающихся в различных темпах (что очень важно), исходя из тематики и задач урока. Для поддержания интереса к предмету музыкальный репертуар постоянно совместно обсуждается и пополняется. Концертмейстеру важно запоминать и изучать отдельные фрагменты или целые части композиций, так как нужно уметь начать играть там, где в
этот момент происходит разучивание или смена движений. Для этого необходимо заучивание музыкальной партитуры наизусть. Музыкально-творческая деятельность была бы затруднена без специального класса. В "Гимназии №2" для уроков по предмету "Физическая культура с элементами ритмики" выделено большое и светлое помещение, где установлены хореографические станки и на двух стенах размещены огромные зеркала. Дети во время уроков могут корректировать движения, видя себя в зеркале.
Помимо этого, в класс закуплены гимнастические коврики, скакалки, массажные мячи, обручи, гимнастические палки и другие атрибуты. Творческие задания на уроках и во
внеурочной деятельности помогают выявить одарённых детей. Именно так в МБОУ "Гимназия №2" города Курчатова был создан вокально-хореографический коллектив
"Созвездие", где обучающиеся всех возрастов с удовольствием поют и танцуют под руководством Никулиной Светланы Викторовны и Ломакиной Анастасии Ивановны. Коллектив не раз занимал призовые места в городских конкурсах, ("Гренадёры, вперед!"), участвовал в творческом конкурсе "Звёздный миг", становился победителем
фестивалей, проводимых Домом Детского Творчества города, его солисты - участники Пасхальных и Рождественских фестивалей, мероприятий, посвящённых "Дню призывника". Многие вокально-хореографические проекты становятся самыми яркими моментами в проведении школьных мероприятий и торжественных линеек.
Руководители коллектива и их воспитанники неоднократно награждались грамотами Отдела образования и Главы города Курчатова, грамотами и благодарственными письмами. Творческая подготовка уроков, тщательный подбор материала и музыкального сопровождения, их соответствие возрастным особенностям
обучающихся, постепенное нарастание сложности приводят к успешному
решению задач обучения, идущих по всем стандартам "в ногу со временем",
дарят радость движения, общения, обогащают внутренний мир ребёнка и развивают способность ценить прекрасное.