Взаимосвязь учителя ритмики и концертмейстера на уроках ритмики в школе.
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Взаимосвязь учителя ритмики и концертмейстера на уроках ритмики в школе.

Методическая копилка - Музыка и ритмика

 

 
 
Взаимосвязь учителя ритмики и концертмейстера
на уроках ритмики в школе.
составила концертмейстер МБОУ « Гимназия №2»
г. Курчатова Никулина Светлана Викторовна. 
                                                                                                                                                                                                                             Скачать материал (doc.)

 

В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем ,в какой творческий коллектив отправить ребёнка заниматься и как его развивать. Для малышей, как правило ,всё начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно.

111В наше социально-ориентированное время ,когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха ,признания и достижения конкретных целей ,всестороннее развитие ребёнка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.

Основная цель на занятиях ритмики и «Игроритмики» со школьниками в нашей Гимназии-всестороннее развитие ребёнка: развитие музыкальности и ритма ,формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребёнка средствами музыки и ритмических движений.

Для полноценного восприятия музыкальных произведений на таких уроках и его творческого отображения в танце необходимо помочь детям понять специальный язык музыки. его характер ,жанр и особенности ритмического рисунка.

Многолетняя работа в ДОУ г. Курчатова музыкальным руководителем, а так же концертмейстером в ДШИ а теперь и в Гимназии послужила основой создания игровой музыкальной методики с целью развития и формирования творческих способностей детей.

Работая в паре с опытными хореографами, я, прежде всего делаю акцент на личностном подходе к каждому ребёнку. Ведь каждый обучающийся достоин того, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям.

Многолетний стаж работы с детскими коллективами показал какое огромное значение играет присутствие опытного концертмейстера и его помощь педагогу-хореографу в творческом процессе. На занятиях ритмики я рассказываю детям о танцах , которые разучивают они в данный момент ,об истории их возникновения и особенностях ритмической и музыкальной структуры, так как основная цель уроков-всестороннее развитие ребёнка через музыкально-ритмическое воспитание.222

С целью облегчить труд учителя ритмики и помочь детям развить музыкальность, а также научить их понимать ритмические движения, которые они используют, я разработала методику Программы «Игроритмика » для детей начальной школы. Данная программа включает в себя различные виды гимнастических упражнений, дыхательную гимнастику, пальчиковую, танцевальные движения, игры-импровизации, что способствует разностороннему развитию опорно-двигательного аппарата, хорошей подвижности в суставах и укреплению здоровья в общем.

Но основным видом деятельности на занятиях по игроритмике является игра. Сюда входят: игротанец, музыкально-подвижные игры, игры-путешествия, игры-превращения , которые особенно нравятся школьникам , музыкально-творческие игры ,специальные задания. Без трудностей решать программные задачи и на уроках ритмики и на занятиях игроритмики позволяет использование гимнастических ковриков, палок, массажных мячиков, скакалок и другого инвентаря, часть которого изготовили сами школьники вместе с родителями.

Работа концертмейстера чрезвычайно важна на уроках ритмики, где я использую разнообразные приёмы. Например:

1)выразительное исполнение произведений в различных темпах;

2)рассказы о возникновении танцев;

3)прослушивание и отбор различных вариантов одного танца;

4)выделение в исполнении частей танца, сильных долей;

5)прохлопать или простучать ритмический рисунок или сильные доли, особенно в размере ¾,что помогает легче справится с произвольным исполнением вальса.

333На уроках мы используем наглядный материал: карточки из творческой лаборатории, репродукции о балете и музыке, но главное – на каждом уроке звучит живая музыка, что способствует яркой эмоциональной отзывчивости детей, влияет на становление эстетического вкуса.

Творческие задания на уроках ритмики и игроритмики выявляют одарённых детей. Именно так в Гимназии был создан вокально-хореографический коллектив «Созвездие», где школьники всех возрастов с удовольствием поют и танцуют под руководством учителя ритмики и концертмейстера. Коллектив не раз занимал призовые места в городских конкурсах, участвовал в « Звёздном миге», а в прошлом году в фестивале, посвящённом «70-летию Победы Курской битвы» стал победителем. Многие проекты участвуют в школьных мероприятиях и на линейках.

Таким образом, систематическая совместная работа хореографа и концертмейстера помогает обучающимся внимательней вслушиваться, всматриваться в окружающий мир, с тем, чтобы передать свои наблюдения в музыке и пластике движений, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Уроки, где работают два педагога одновременно (каждый дополняет другого) всегда дарят радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.

 

Литература:

  1. Н.К. Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе». М.: «Академия АПК и ПРО», 2002г.
  2. Буренина «Ритмическая мозаика».
  3. Е.В. Горшкова «От жеста к танцу». М.: Издательство «Гном и Д», 2002.
  4. Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина « СА-ФИ-ДАНСЕ» Танцевально-игровая гимнастика для детей. Издательство « Детство-пресс», г.Санкт-Петербург, 2000г.
  5. Л.В. Зенн «Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений на уроках ритмики».   http://io.nios.ru/index.php?rel=27&point=18&art=645